Подпись. Цель занятия: 1. Студенты должны усвоить физиолого-гигиенические особенности влияния естественного и искусственного освещения на здоровье человек

ТЕМА: МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Цель занятия: 1. Студенты должны усвоить физиолого-гигиенические особенности влияния естественного и искусственного освещения на здоровье человек (функциональное состояние зрительного анализатора, биологическое действие, влияние на ЦНС, работоспособность, санитарное состояние помещений, эффективность лечения больных и т.д.).

2. Ознакомиться с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению, показателями, их оценки, нормативами в обитаемых помещениях, включая детские, лечебные учреждения.

3. Освоить расчетные и инструментальные методы исследования естественного и искусственного освещения в помещениях различного назначения с гигиенической оценкой полученных результатов исследований.

4. Научиться оценивать инсоляционный режим в жилых помещениях, детских, лечебных учреждениях, принимать меры по оптимальному размещению больных в палатах с разным инсоляционным режимом.

ОБЪЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

1.Дать описательную характеристику естественному и искусственному освещению учебной комнаты (лаборатории) кафедры.

2.Провести исследование и оценить естественную освещенность в учебной ком- нате по следующим геометрическим (графическим) показателям: определить световой коэффициент, угол падения, угол отверстия на рабочем месте и коэффициент глубины заложения в учебной комнате.

З.Ознакомится с устройством и правилами работы объективного люксметра.

4.Определить и оценить абсолютную освещенность и коэффициент естественной освещения (КЕО) в учебной комнате и на рабочих местах.

5.Рассчитать и оценить инсоляционный режим в учебной комнате.

6.Рассчитать и оценить инсоляционный режим в детских и лечебных учреждениях по выданной преподавателем индивидуальной задаче.

7.Рассчитать и оценить искусственную освещенность в учебной комнате через удельную мощность (по методу ватт).

8.Результаты всех выполненных исследований оформить протоколом по приведенной ниже форме с заключением и рекомендациями по оптимизации инсоляционного режима, естественной и искусственной освещенности в обследованном помещении.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Физиолого-гигиеническое значение видимого спектра солнечной радиации.

2.Гигиенические критерии оценки естественного освещения. Дайте определение понятия "освещенность", единицы освещенности.

3.Факторы, влияющие на уровень освещения в помещениях.

4.По каким показателям оценивается естественная освещенность в помещениях, их гигиенические нормативы.

5.Что понимается под инсоляционным режимом в обитаемых помещениях, его типы и гигиеническое значение для жилых помещений, детских и лечебных учреждений.



6.Источники искусственного освещения; разновидности его организации в жилых помещениях, детских и лечебных учреждениях.

7.Гигиенцческие требования к искусственному освещению и сравнительная гигиеническая оценка различных источников искусственного света.

8.Каким прибором измеряется и объективно оценивается освещенность, его устройство и правила работы.

9.Что такое коэффициент естественной освещенности (КЕО), его определение и гигиенические нормы в помещениях различного назначения.

10.Что называется световым коэффициентом и как он определяется? Каковы его гигиенические нормы.

11.Как измеряется и какое значение имеют углы освещения, глубина заложения. Каковы их гигиенические параметры для жилых помещений, детских, лечебных учреждений.

12.Какие гигиенические требования предъявляются к искусственному освещению и каковы их гигиенические нормы.

131 Способы определения и оценка искусственного освещения.

Практически вся жизнь человека, кроме периода сна, проходит в световых условиях. Зрение приносит человеку наибольшее количество (80-85%) информации об окружающем мире. Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы, оптимальную общую работоспособность, благоприятствует здоровью и хорошему самочувствию человека. Недостаточное и нерациональное освещение ухудшает функцию зрения, уменьшает умственную и физическую работоспособность, понижает газообмен, азотистый, минеральный, суточный обмен веществ; изменяет кроветворение, ухудшает заживление ран, влияет на эмоциональное состояние, самочувствие; способствует развитию ряда заболеваний, в частности, близорукости у детей, создает повод к возникновению травм т.д. Освещение, отвечающее гигиеническим требованиям, должно обеспечивать:

-количественно достаточную степень освещенности, оптимальную для работы и самочувствия человека;

-качественно постоянную во времени, равномерную в пространстве и отсутствие теней;

-отсутствие чрезмерной яркости в пределах рабочей зоны;

-отсутствие блесткости прямой и отраженной.



Под освещенностью понимается поверхностная плотность светового потока, па­дающего на освещаемую поверхность. Определяется она как отношение светового потока к величине освещаемой поверхности. Единица освещенности - люкс (лк), представляет собой освещенность поверхности в 1 м2 , на которой равномерно распределен световой поток, равный 1 лм. При гигиенической оценке освещенности необходимо учитывать назначение помещения, характер выполняемой работы: минимальные размеры объекта различения; контраст фона с объектом различения и коэффициент отражения фона; дополнительные особенности - повышенная опасность травматизма (нервно-психическое напряжение), различение деталей на быстро движущихся поверхностях, продолжительная зрительная работа в течение смены, восприятие объекта с большого расстояния.


3483015134891035.html
3483035360542169.html
    PR.RU™