Высочайший канцлер Инцаги

На таковое министерского предписания требование решительнаго от митрополита Амвросия ответа о соизволении его на воз­вращение к патриарху, или на вечное зато­чение, представлено было митрополитом Амвросием ему же, господину министру Инцаги, нижеследующее показание:

Ваше Высокопревосходительство!

Из высокаго вашего предписания от 24-го прошедшаго февраля увидел я всевысочайшее императорское решение, что Его Величество благоизволил повелеть не возвращаться мне более в Буковину, в монастырь Белокриницу. И вследствие сего всевысочайшаго повеления о деятельности моей для липован в Буковине не было больше ни слова, для чего я с глубо­чайшим страхопочитанием принял всевысо­чайшее императорское о сем повеление, и, не противляясь высокой Его Величества воли,повинуюсь царской его власти, как то я и всегда был повинен и послушен высшему на­чальству, которое дано нам от Бога к обще­му нашему спасению и пользе.Однако об изы­ску емом от меня чрез высокое ваше предпи­сание о сем изражении со ужасом и трепе­том сердца отвечаю вам, что я по нечаянном таковом несчастии никак не в состоянии ре­шительно что для себя сказать, ибо намере­ние мое с самаго начала было под щитом царско-императорской милости, которую Его Величество благоизволил подать староверче­скому народу в Буковине, найти для моего спасения, и в старости моей желаемое спо­койствие дойти в тихое пристанище. Для чего я, видя еще в Константинополе всевысо­чайшее императорское позволение в руках депутатов, сущаго в Буковине староверческаго общества, и удостоверяясь о таковом всевысочайшем позволении, для приведения себе из-за границы архиерея, решился и при­шел, утвержаем на том основании, чтоб жить в недрах счастливейшей император­ской державы, как то верный подданник, в которой уже по высочайшей царской мило­сти и по сердечному моему желанию и при­числен во австрийское подданство до самаго последняго издыхания. Моляся Всевышнему о здравии и долголетней жизни всемилостивейшаго нашего императора и держав отца,чего ради и настоящее мое несчастие бывает столь мне горчайшее, сколько была и слад­чайшая моего благополучия надежда. Я не плачу о лишении моей прежней митрополии Босанской, тамо бо виновны мусульмане, враги Креста Христова, но всего прискорб­нее, что ныне уже и под скипетром христианскаго императора второе, новое невинно подьемлю наказание, в лишении нововрученной мне паствы и новоучрежденнаго архиерейскаго престола в Белокринице, да еще над всем тем вовсе против совести моей: ово убеждением, ово угрожением, или отступить вспять и возвратиться к патриарху, или вкусить вечнаго заточения. Потому я ныне нахожусь на краю самой страшнейшей про­пасти, лишен своей епархии, лишен чести доверия, лишен даже и самых нужнейших средств, чтоб мог жить где-нибудь, сораз­мерно моему званию, спокойствием. Для чего и не достает мне иная надежда, и не могу изразиться Вашему Высокопревосходитель­ству, каким иным решением, разве таким,что я как то верный кесарокоролевский под­данник, к ногам Его Императорскаго Величе­ства раболепно припадаю, и мою седую главу прахом посыпаю, и царской милости прошу, которая не завистно и богато изливается на всех верных подданников благополучнейшей сей державы. Милости говорю, в прилунив­шемся мне настоящем несчастии и милости моей старости, и последним дням многопла­чевной моей жизни, если так судило быть Его Величество, то прошу, чтоб далось мне вре­мя,во-первых, для переведения из Буковины в Вену сына моего с его семейством, и при мне находился бы для призрения и утехи моей старости по смерть мою.Во-вторых же, чтобы всевысочайшим промышлением цар­ским назначилось, откуда мне принимать ежегодное и званию моему соразмерное и до­вольное содержание на мои руки, а не из-под аресту. Посих предаю себя благоутробию и милости человеколюбивейшаго нашего импе­ратора, который, по данной ему от Бога благости, воистину сожалеет о моей ста­рости и оставит меня жить свободно в цар­ской его державе, в таком месте, где бы я не был угнетаем от завистников моих, а не вы­давать меня в Турцию к патриарху, ибо я жив туда возвратиться уже не имею ни сил ни духа. Сим могу изразиться в горьком моем настоящем несчастий, прося Ваше Превосхо­дительство ходатайствовать о мне у Его Императорскаго Величества царское пред­ставительство, покровительство и милость, которой и с подобающим страхопочитанием есть Вашего Превосходительства нижайший слуга.



На подлинном подписано:

Митрополит Амвросий.

Вена, марта 3 дня, 1848 года.

Представив таковое решительное о наме­рении своем изъяснение господину минист­ру, митрополит Амвросий, соизволяя лучше итти на вечное заточение,нежели обратить­ся в прежнюю греческую религию, пребываше еще в Вене, и,возложив всю надежду своего спасения на Промысл Божий, в спо­койствии духа ожидаше последняго реше­ния, которое последовало чрез министерство внутренних дел, следующаго содержания:



Преосвященному Амвросию, бывшему митрополиту.

Сие решение строжайшим подтверждени­ем дается вам, дабы вы отнюд не имели ни­какого с липованами союза, но с получения сего немедленно отправились в назначенное вам место пребывания, в город Цылль, и там будете находиться по смерть вашу, с тем замечанием, что выезд из города никуда не

дозволяется вам отлучаться, без особаго дозволения от тамошняго господина губер­натора. Два переданныя мне министерская повеления при сем же вам прилагаю с тем означением, что для проезда вашего в Цилль и для содержания вашего там на первый раз назначено вам получить триста левов сереб­ром. А на дальнейшее жительства вашего в Цилли определенное царством содержание там получать будете,как есть сообщено тамошнему губернатору. Кондиция же вам сделана подпорою царства, дабы вы удержа­ны были всякаго содействия и влияния и даже сношения с липованами внутренними, равно и заграничными. В противном же случае какого вашего не исполнительнаго поступка, при­шлете тяжчайшее воспрещение. Вена 26 ию­ня1848 года".

На подлинном подписано:

Министр внутренних дел Добльгов.

И так господин митрополит Амвросий послан был из Вены в город Цилль на вечное заточение. И как в происшествии горестнаго приключения, все искушения,скорби и на­пасти, перенес мужественно и непоколеби­мо, так на месте заточения пребыл до самой кончины своей, в неизменном древлеправославном благочестии,великодушие претерпе вечное заточение за самый спасительный Крест Христов и последование стопам Его, во спасение души своей и получение Небеснаго Царствия.

По кончине митрополита Амвросия, последовавшей 30 октября 1863 года, его тело было погребено на ближайшем греческом кладбище в г. Триесте (ныне Италия),так как за­хоронение в Белой Кринице было в то время невозможным, а в г. Цилли было только католическое кладбище. Чин святительского погребения владыки Амвросия был заочно совершен в Белокриницком монастыре митрополитом Кирилом.

Примечания:

1 Это утверждение содержится в книге Димитрия Ростовского "Розыск о раскольнической брынской вере...", изданной Синодом в 1713 г.Вот более раз­вернутая цитата из этой книги: "...раскольщики, в две токмо силлабы глаголюще ИСУС, не исповеду­ют Спасителя и Исцелителя душ наших. И вправ­ду, в них ин ИСУС: не истиннаго бо ИИСУСА, Спасителя и Исцелителя исповедуют, но некоего Исуса равноухаго" (л. 25 издания 1877 года, выпу­щенного также по благословению "Святейшаго Правительствующаго Всероссийскаго Синода"),

2 Отмена ряда постановлений Стоглавого собора 1551 года и Собора 1621 года была совершена на соборах 1666-1667 годов одновременно с прокля­тием приверженцев древних православных обря­дов. Эти клятвы были формально отменены поста­новлением поместного собора Московского патри­архата в 1971 году.

3 Истинный Крест Христов есть трисоставный(осьмиконечный); под его сенью (тенью) подразу­мевается крест четвероконечный.

4 Херосложение, иначе именословное сложение перстов для священнического и архиерейского благословения, появилось в Греции в начале XVII века и было введено в русский церковный обиход патриархом Никоном и его последователями.

5 Это событие произошло в 1735 году и повлекло за собой разорение ветковских монастырей рос­сийскими войсками.Епископ Епифаний был схва­чен и скончался в заточении. Об этом см. "Старо­обрядческий церковный календарь" на 1994 год, стр.73.

6 Имеются в виду соборы 1666 и 1667 годов,ут­вердившие реформы Никона и подвергшие про­клятиям старообрядцев.

7 Парохия (греч.) - приход.

8 Сочинение Санкт-Петербургского митрополита Феофана Прокоповича,

9 Имеется в виду постановление московского собо­ра 1621 года, напечатанное в 1624 году в книге Большой Потребник, листы570-574

10 Эти события происходили в 1453 году.

11 Филаретом Дроздовым

12 Единоличное рукоположение владыкой Амвросием епископа Кирила до сих пор вызывает у некоторых соблазн, так как здесь усматривается нарушение ряда канонических постановлений, повелевающих совершать архиерейские хиротонии не менее чем двум епископам. Тем не менее в церковной истории имеются многие примеры, когда православные древ­ние отцы(например, св. Иоанн Златоуст, св. Евсевий Никомидийский, св. священномученик Автоном и ряд других) совершали единолично рукоположе­ния епископов в условиях гонений или в иных "нуждных" обстоятельствах. Более подробные вы­держки из церковно-исторических сочинений по данному вопросу помещены на других страницах настоящего календаря.

13 Липоване - прозвище старообрядцев в ряде стран Юго-Восточной Европы.

14 Т.е. по подложным документам


3483572885268637.html
3483593305891199.html
    PR.RU™