ДЕФЕКТЫ РЕЧИ

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Практически может быть нарушено (дислалия) или затруднено (паралалия) произношение любой из фонем родного языка. Дислалия может проявляться в форме нарушения произношения свистящих и шипящих, сонорных (р, рь, л, ль) или заднеязычных (г, гь, к, кь, х, хь) звуков. В простонародии "картавость" - не что иное как дислалия. Иногда встречаются такие нарушения как дефекты звонкости и мягкости.

Различают следующие формы дислалии:

· простая - страдает один звук или несколько звуков из одной группы (С-З-Ц или Ш-Ж-Ч)

· сложная - страдает несколько звуков из разных групп (С-Р-К-Ш)

· физиологическая (возрастная) - нарушения звукопроизношения до 5 лет, обусловленные недостаточным развитием органов артикуляции. После 5 лет проходит сама.

· функциональная - нарушение звукопроизношения при отсутствии отклонений в артикуляционном аппарате и функционировании центральной нервной системы, слуховом и периферическом артикуляционном аппарате.

· органическая (механическая) - обусловлена наследственными, врожденными или приобретенными анатомическими дефектами периферического артикуляционного аппарата.

Основные причины функциональной дислалии: физическая и неврологическая ослабленность из-за длительных хронических заболеваний организма, педагогическая запущенность, двуязычие в семье, образец неправильной речи в окружении ребенка, выбор неправильной артикуляции и недоразвитие фонематического слуха.

Главные причины механической дислалии: органические (связанные со строением органа), наследственные, врожденные или приобретенные.

Дизартрия – нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Выявление дизартрии требует неврологического обследования, по результатам которого назначаются лечение и логопедическая коррекция.

Значительное нарушение звукопроизношения легко распознаётся, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком («Говорит, как с кашей во рту»). Лёгкие нарушения артикуляции выявляются при специальном логопедическом исследовании.

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием, хотя у некоторых больных может быть наиболее заметным проявлением поражения нервной системы. Наблюдается при травмах и опухолях нервной системы, нарушениях мозгового кровообращения, нейроинфекциях, демиелинизирующих заболеваниях и др. У детей дизартрия часто сочетается с другими проявлениями дизонтогенеза, вызванного действием пре- и перинатальных факторов, входит в структуру нарушений при детских церебральных параличах.



Логопедическая классификация, основанная на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

· 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.

· 2 степень– дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.

· 3 степень - понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.

· 4 степень– речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Поскольку дизартрия не является самостоятельным заболеванием и может наблюдаться при многих расстройствах нервной системы, содержание и очерёдность лечебных мероприятий определяются врачом после установления клинического диагноза, с учётом возраста и состояния больного. Во многих случаях требуется комплексное (лечебное и логопедическое) воздействие. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. В некоторых случаях целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада.

Ринолалия – нарушение тембра голоса (гнусавость) и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости, такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба.

В зависимости от причины возникновения выделяют органическую (механическую) и функциональную; врожденную и приобретенную ринолалию.



Если у ребёнка изначально присутствуют дефекты сращения верхней губы или нёба, имеются полипы, опухоли носоглотки, искривлена перегородка носа или увеличены аденоиды, говорят об органической ринолалии.

Функциональная ринолалия отличается тем, что у ребёнка нет врождённых дефектов, но мышцы мягкого нёба очень слабы. Причиной этому могут стать частые воспалительные заболевания, последствия удаления аденоидов, нарушение функций нервной системы.

Выделяют три формы ринолалии:

· открытая – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость.

· закрытая – речевой выдох направлен только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса.

· смешанная – состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии.

Лечение ринолалии начинается с закрытия дефекта твёрдого и мягкого нёба временным обтуратором. Далее имеет место хирургическое вмешательство. Логопедическая работа должна начинаться как в период ношения обтуратора, подготовки артикуляционного аппарата к операции по закрытию дефекта твёрдого и мягкого неба, так и после успешно проведённого оперативного закрытия. Пластика неба начинается только после того, как появились все молочные зубы. Помимо чисто тренировочных и коррекционных логопедических упражнений при устранении симптомов гнусавости могут использоваться и механические приспособления. В настоящее время дефекты твёрдого и мягкого неба успешно оперируются в раннем возрасте (начиная с нескольких дней жизни) в зависимости от вида, величины дефекта и общего состояния новорожденного ребёнка. Раннее закрытие дефекта способствует нормализации актов глотания и пережевывания пищи и, несомненно, у детей, прооперированных в ранние сроки, не возникает проблем с речью по сравнению с детьми, у которых была проведена коррекция в более поздние сроки.


3484535564170426.html
3484612694529354.html
    PR.RU™