Культура России и Европы в Новое время.

В истории России XVII в.- это переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда старина и новизна перемешались. Основными отличительными особенностями развития культуры в этот период были: 1) бурный процесс обмирщения; 2) рост внимания к человеку; 3) открытость культуры - способность к контактам с культурами других народов. В XVIII в. процесс обмирщения культуры, секуляризации всех сфер жизни получил новый импульс. Во всех областях культуры утвердилось господствующее положение светского направления.

Образование и книгопечатание. XVII - XVIII вв. характеризуются ростом грамотности, этому способствовало появление учебных пособий. В 1634 г. был издан первый «Букварь» В. Буриева, в 1648 г. вышла «Грамматика» М. Смотрицкого.

В XVII-XVIII вв. происходит становление системы образования. В 1687 г. была открыта - Славяно-греко-латинская Академия, где наряду с греческим и латинским языками преподавали ряд богословских и светских дисциплин. В первой четверти XVIII в. Образование стало носить светский характер. Богословские дисциплины в учебных заведениях уступили место арифметике, геометрии, тригонометрии и др. Ориентация системы образования на подготовку специалистов обусловила развитие системы профессиональных школ (Навигацкая школа, Артиллерийская школы и др.). В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова происходит открытие Московского императорского университета. Несмотря на значительные достижения в деле распространения грамотности и развития сети учебных заведений, в XVIII в. образование оставалось сословным, не было всеобщим, обязательным и одинаковым для всех категорий населения.

Научные знания. На протяжении XVII- XVIII вв. русские землепроходцы составляли карты, чертежи, описания новых территорий. В 1648 г. экспедиция С. Дежнева вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. В 1649 г. Е. Хабаров составил карту Приамурья и др. В 1720 г. правительством была организована первая экспедиция для изучения Сибири. Научные открытия были сделаны в области химии, физики, инженерного дела и т.д.

Литература и общественно-политическая мысль. В литературе XVII -XVIII в. происходил процесс обмирщения, появляются реалистическая бытовая и историческая повесть (завоевание Сибири Ермаком и др.).

Изживают себя старые жанры (летописи) и появляются новые: драматургия, поэзия, демократическая сатира. Родоначальником русской драматургии и поэзии считают С. Полоцкого (Притча о блудном сыне). Другим жанром, получившим распространение в первой половине XVII в. была демократическая сатира (Повесть о Ерше Ершовиче).

Господствующим направлением в литературе в XVIII в. становится классицизм, отличительными чертами которого были: установление строгой иерархии жанров, высокий гражданский пафос, стремление к возвышенным нравственным идеалам. В последней трети XVIII в. зарождается реализм, характеризовавшийся социальной злободневностью, интересом к внутреннему миру человека (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»). В последней четверти XVIII в. появилось новое направление - сентиментализм. Расцвет русского сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина (повести Бедная Лиза, Деревня и др.).



Архитектура. В зодчестве XVII в. также происходит обмирщение - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Со второй половины XVII в. в качестве образца устанавливается традиционное пятиглавие (Патриаршие палаты в Кремле и др.). Архитектура второй половины XVII в. получила название московского барокко. Характерными чертами этого стиля были: четкость, симметричность композиции, многоярусность, проработка деталей, устремленность здания вверх. Образцом стиля стала церковь Покрова в Филях.

Архитектура начала XVIII в. характеризуется четкостью планов, скромным декоративным убранством сочетающимися с отдельными элементами барокко - петровское барокко (Петропавловский собор и др.). К середине XVIII в. барокко достигает своего расцвета. Мастером зрелого барокко в России был В.В. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь в Петербурге и др.). Во второй половине XVIII в. на смену барокко пришел классицизм. Мастерами русского классицизма являются В.И. Баженов (дом Пашкова в Москве), М.Ф.Казаков (здания Московского университета и др.).

Как и другие виды искусства, живопись также затронул процесс обмирщения. Развивается бытовой жанр, портретная - парсунная живопись. Новое направление возглавил С.Ф. Ушаков. Его произведения («Спас Нерукотворный», «Троица») знаменуют переход от религиозного искусства к светскому.

Ведущим жанром XVIII в. становится портрет, окончательно вытеснивший икону. Основоположниками русского светского портрета принято считать И.Н. Никитина (Петр I на смертном ложе) и А.М. Матвеева (Автопортрет с женой), во второй половине XVIII в. крупнейшими портретистами эпохи были Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В. Боровиковский. В середине XVIII в. русская живопись развивалась под влиянием бароккои рококо. Представителем русского варианта барокко был А.П. Антропов, являющийся мастером парадных и камерных портретов.



Театр был создан в XVII в. Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» состоялось 17 октября 1672 г. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты. Кроме придворного в России в XVII в. сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Первый русский драматический профессиональный театр возник в 1750 г. в Ярославле по инициативе купца Ф.Г. Волкова. В 1752 г. по распоряжению Елизаветы Петровны театр переехал в Петербург, а в 1756 г. указом императрицы был преобразован в Российский театр для представления трагедий и комедий (с 1832 г. - Александринский).

В европейской культуре Нового времени происходит качественный поворот. Для европейского Нового времени характерны следующие черты: 1) антропоцентричный характер культуры; 2) инновационный характер европейской культуры; 3) рационализм 4) в культуре доминирующей эпохи развивается и другая эпоха - эпоха Просвещения; 5) большее количество жанров и стилей в искусстве, чем в другие эпохи.

В XVII в. ведущую роль играют точные и естественные дисциплины математика, физика, химия и др. Трудами ученых XVII в. была создана база для технического прогресса (Г. Галилей, Й. Кеплер, И. Ньютон, Г. Лейбниц и др.)

Для эпохи Нового времени характерными являются два художественных стиля: барокко и классицизм. Барочные произведения отличались выразительностью, использованием антитез, соблюдением эстетического равноправия прекрасного и безобразного, произвольным слиянием античной мифологии и христианской символики и др. Распространенными темами барокко были физические и нравственные страдания человека. Выразителями этого стиля в литературе были П. Кальдерон, в скульптуре и живописи - П. Рубенс, Д. Веласкес, Л. Бернини, в архитектуре - Ф. Борромини.

Рококо - художественный стиль, который был облегченной стадией искусства барокко. Этот стиль стал украшением праздной жизни дворянской знати. Художниками, работавшими в стиле рококо, были Антуан Ватто и Франсуа Буше.

Родиной классицизма стала Франция конца XVII в. Классицизм был тесно связан с придворной культурой периода утверждения французского абсолютизма. Свои истоки идеологи классицизма видели в образах античной культуры. Для произведений классицизма типичной была избирательность в сюжетах, формах и средствах изображения, подчиненных плану и главной задаче художника - убеждать силой и логикой мысли.

В конце XVII - начале XVIII вв. в европейской культуре возникает идеология Просвещения, проповедавшая приоритет образования, науки, разума в жизни личности, общества, государства.

Во второй половине XVIII в. в европейской культуре формируется новый стиль - сентиментализм. Сентиментализм - художественное течение второй половины XVIII в., провозгласившее «естественное» чувство основой жизненных ценностей, противопоставив свое восприятие рационализму Просвещения. Как художественное течение сентиментализм весьма быстро распространился в европейской культуре. В Германии влияние идей сентиментализма испытали И.В. Гете, Ф. Шиллер и др. Во Франции сентиментализм достиг вершин в романе Ж.-Ж. Руссо «Новая Элоиза».

К концу XVIII в. в самом Просвещении назрел решительный перелом. Просвещение получило возможность проверить себя на практике, реализовать свои идеи, в частности, свою веру во всемогущество человеческого разума. Великая Французская революция является финалом Просвещения, логически завершившим назревший к этому времени его кризис.

Литература

1. Алпатов, М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа (XVIII-первая половина XIX в.) / М.А. Алпатов. - М.: Наука, 1985. - С. 20-24.

2. Кириллов, В.В. Очерки русской культуры XVIII века / В.В. Кириллов. - М.: МГУ, 1990. - С. 47-62.

3. Лекции по культурологи. URL: http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-po-kulturologii/kultura-novogo-vremeni.html (дата обращения 23.10.2012).



3486016874736004.html
3486083710473620.html
    PR.RU™