Общее представление о личности.

В психологии личности ролевая теория подвергается рез­кой критике. А.Н.Леонтьев писал, что “идея прямого сведения личности к совокупности “ролей”, кото­рые исполняет человек, является — несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи — одной из самых чудовищных. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ро­лей, авыбор, принятие и исполнение человеком определенных со­циальных действий, внутреннее отношение к ним. Личность — это не структура ролей и вообще не структура, а человек, кото­рый вовсе не сводится к игре в выбранные роли, не лицедейст­вует только.Человек как личность свободно и осознанно принима­ет ту или иную социальную роль, сознает возможные последст­вия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полно­ту ответственности за их результаты.

Понятие роли как способа социального поведения, приня­того в данном сообществе, является достаточно адекватным для первичного анализа реальных действий личности. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отноше­ний, реализуемых через определенные социальные роли. Од­накосоциальные роли — это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или не­принятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответст­венность за последствия своих действий характеризует человека как личность.

“Личность - индивид; это особое качество, ко­торое приобретается индивидом в обществе, в целокупности от­ношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому “сверхчувст­венное” качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами.

Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности — как и внешние условия и обстоятель­ства жизни, выпадающие на долю индивида.

С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психологических процессов, отдельных свойств и со­стояний человека; это исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открыва­ются ему; это исследование того, что ради чего и как использует человек врожденное ему приобретенное им...”.

Нам представляется важным подчеркнуть и пояснить в при­веденном положении те характеристики, которые составляют специфическое содержание понятия “личность” и разделяются многими психологами. Это, прежде всего, указание на то, что личность есть особое качество или характеристика человека (индивида). Личность характеризует человека со стороны его об­щественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. А.Н.Леонтьев называет личность “сверхчувственным” образованием именно за то, что связи и отношения с другими людьми составляют особого рода реальность, недоступную непо­средственному восприятию, предполагающую для своего пони­мания использование познавательных возможностей мышления, разума человека.



Как отмечал А.Н.Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение — это поведение по собственному, свободному выбору. Личность — это субъект свободного социального действия

12.8 Ананьев Борис Герасимович (1907—1972)

Советский психо­лог. Следуя традициям и. М. Бехтерева, выступил с идеей создания единой концепции человекознания как комплексной дисциплины, синте­зирующей достижения широкого круга наук о человеке («Человек как предмет познания», 1969), которые группируются в четыре раздела: 1) человек как биологический вид; 2) онтогенез и жизненный путь че­ловека как индивида; 3) изучение человека как личности; 4) пробле­ма человечества. А. выделял иерар­хически соподчиненные уровни ор­ганизации человека: индивид, лич­ность, индивидуальность. Он считал, что индивидуальность складывает­ся на основе взаимосвязи особен­ностей человека как личности и как субъекта деятельности, которые обу­словлены природными свойствами человека как индивида. Интерес представляют исследования А. в области сенсорных и перцептивных процессов («Психология чувствен­ного познания», 1960), а также педагогической психологии («Пси­хология педагогической оценки», 1935) и др.

Ананьев руководил масштабными эмпири­ческими исследованиями личности в жизненном пути, выявляя корреляции между возрастными, интеллектуальными, статус­ными и другими параметрами. Однако эти корреляции, по-ви­димому, в принципе не могли вскрыть разноуровневые, разноплановые связи в характеристиках личности.

Б.Г.Ананьева настаивает на методологической ошибочности отрицания специфики психики и сознания и сведения их к простейшим формам соотноситель­ной деятельности. “Психику и сознание не следует искать за пределами соотносительной деятельности, их нужно изучать и вскрыть в пределах этой деятельности”.


3488077826546129.html
3488137924445423.html
    PR.RU™