Вопрос 4. Расово-биологическое направление в примордиализме.

Большинство примордиалистских концепций в известной мере страдает допущением расизма и построены на основе биологической методологии и принципе иерархии.

Расово-биологический подход – все расы построены на основе происхождения по крови.

Раса (санскрит) – «лучшая часть чего-либо», «сироп, элексир, эссенция, сок из фруктов».

Таким образом, «раса» - некая оценочная категория, эталон.

17 век – француз Бернье вводит понятие «раса». К концу этого века этот термин входит в этнологию.

Мендель открывает законы наследственности «по крови». => Происходит переворот в науке.

Социал-дарвинизм (Ч. Дарвин) – концепция естественного отбора в социальных условиях. => Люди со смешенными расами – второсортны.

Еще в 50 - 60-х годах двадцатого века на проведенных в ООН научных конференциях и симпозиумах термин «раса» определили как биологическую концепцию. Уже давно и неоднократно современная наука подтвердила вывод о том, что расовые отличия людей не затрагивают сущности человека и являются второстепенными. И. Хейзинга писал: «В лице теории расизма мы имеем дело с псевдонаукой, которая стремится занять место подлинной, чтобы обслуживать волю к власти». Все разновидности теории расы так или иначе сводят сущность человека и социальных групп к биологии, к общности «крови». В отечественной науке приверженцем биологического подхода в понимании этноса был известный ученый Л.Н. Гумилев, который подчеркивал значение природных и биологических факторов в процессе возникновения и развития этносов.

Ни одна раса и ни один этнос не являются чистыми.

Этнические общности, нации создаются кровью - так утверждают примордиалисты расово-биологического направления;

Вопрос 5. Конструктивизм в этносоциологии.

Широко распространены в этносоциологии за рубежом идеи конструктивизма (постмодернизма). Эта концепция появилась в конце 20 века.

Постмодернистские интерпретации этничности и этнических общностей едины в констатации того, что они являются конструктами. Работа Б. Андерсона так и называется - «Придуманные (воображаемые, сконструированные) общности», в ней творцом нации называются слово, язык газеты, печатная продукция. В русле постмодернистской ориентации выражают свои взгляды на этнические и национальные общности такие современные ученые как Р. Бурдье, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, М. Вивьорка. Последователь А. Турена, автор книги «Демократия на распутье: национализм, популизм, этничность»» Мишель Вивьорка утверждает, что этничность конструирует себя из треугольника индивидуализм, общность, субъективность.

Историческая память – важный фактор консолидации.



Конструктивисты правы в том, что в этносе есть место мифологизации.

Постмодернистская альтернатива находит последователей среди отечественных ученых, к которым можно отнести В.А. Тишкова, С.В. Чешко. Так, по мнению академика В.А. Тишкова, этносы существуют исключительно в головах ученых, т.е. представляют собой «умственные конструкции», в реальности же существует «некое культурное многообразие, мозаичный, но стремящийся к структурности и самоорганизации континуум из объективно существующих и отличных друг от друга элементов общества и культуры». Призывая перейти от позитивистской парадигмы к постмодернистской, В.А. Тишков предложил своеобразный выход из тупиковых теоретических дискуссий - полный отказ от термина «этнос» и термина «нация» в его этническом значении и сохранение значения понятия «нация», принятого в международной политической практике, т.е. совокупности граждан одного государства.

Идеи конструктивистов имеют не только сторонников, но и критиков. Использование терминов: «воображаемые», «придуманные», «изобретенные» - несет в себе определенную смысловую отрицательную нагрузку, почти осуждение. Это нарушает традиции постмодернизма, стремящегося «к новой творческой свободе», не признающего никакие идеологические установки. Если действительно представители наций участвуют в «придумывании» общности, то мы вправе утверждать, что любые социальные общности, группы (может быть кроме семьи) являются «ненастоящими» (Э. Геллнер), «придуманными», что при этом используется множество способов.

Конструктивисты страдают значительным шовинизмом европоцентризма, поскольку культуры, традиции неевропейских народов исследуют через призму своих категорий. Они утверждают, что взаимопонимание культур, народов почти невозможно. Результатом появления постмодернистской ориентации в науке стала ее дезинтеграция, превращение научных исследований в эссеистику. Цели, задачи, функции науки оказались размытыми до такой степени, что все чаще не только этносоциологи, но и представители других дисциплин говорят о «кризисе жанра». Главное, на что необходимо обратить внимание и позаимствовать у конструктивистов - это постановка проблемы изучения роли мифов в этнической идентичности и этнической мобилизации, в формировании ценностей и норм, в формировании ауто-гетеростереотипов, в создании «образа врага».

Этнические общности, нации создаются интеллектом, согласно конструктивистам


3488303473053895.html
3488379189652332.html
    PR.RU™