ШИЗОИДНОЕ ОТКЛОНЕНИЕ. птомов, полагая, что если тревожности нет, то все нор­мально



птомов, полагая, что если тревожности нет, то все нор­мально. Последствия такой позиции могут быть катастро­фическими, как в случае с молодым человеком, который неожиданно совершает самоубийство, не страдая так на­зываемым невротическим надломом. Но даже если траге­дии не происходит, влияние шизоидного отклонения столь серьезно, что мы не можем пренебречь им в поведении невротика или ждать, пока наступит кризис.

Позднее отрочество — критический период для шизоидного индивидуума. Сильные сексуальные чувства, наводняющие в это время его тело, часто подрывают ту урегулированность, которую прежде удавалось сохранить. Многие молодые люди оказываются неспособными закон­чить обучение в старших классах или делают это с боль­шими усилиями, но все идет насмарку с началом занятий в колледже, а ведь это вполне может быть поверхност­ным проявлением проблемы, о которой мы говорим.

Подросток, отлично учившийся в школе, начина­ет испытывать затруднения. Он получает плохие отметки, теряет интерес, становится беспокойным, его причисля­ют к «трудным». Родители замечают, что он недисципли­нирован, что у него слабая сила воли, что он бунтует или становится человеком настроения. Они могут закрыть гла­за на его трудности в надежде, что он их «перерастет», но обычно эти надежды не оправдываются. Они могут отчитывать подростка, пытаясь заставить его занять бо­лее ответственную позицию, но и это, как правило, окан­чивается неудачей. В конце концов, родители неохотно свыкаются с мыслью, что дети, еще недавно благополуч­ные, попали в число «отсеянных из школы» или просто «поплывших по течению», что многих молодых людей из хорошей среды поглотила жажда разрушения, что они ста­ли правонарушителями; они сдаются, и больше не пыта­ются понять, что происходит с их подросшими детьми.

Шизоидный индивидуум не может описать свою проблему. По его воспоминаниям, он всегда испытывал трудности. Он знает, что «что-то не так», но это туман­ное знание, которое не удается облечь в слова. Не встре-


тив понимания со стороны родителей или учителей, он впадает во внутреннее отчаяние. Он может встретить дру­гих людей, которые разделяют его тяготы, и установить с ними взаимоотношения, основанные на модели «другого» существования. Он даже может рационализировать свое поведение и обрести некоторое ощущение превосходства, провозгласив, что он не «толпа».

Чтобы обозначить различные формы шизоидного отклонения, объединенные общими чертами я хочу при­вести четыре примера из практики. Каждое из этих от­клонений было достаточно тяжелым и требовало терапев­тического вмешательства, и во всех случаях это проигно­рировали или просмотрели, и дело дошло до кризиса.


3491045783891286.html
3491082193496274.html
    PR.RU™