Общие рекомендации по подготовке к семинарам

Семинар выполняет определенные функции:

1) познавательная – семинар ориентирован на получение знаний, на основе которых осуществляется деятельностное отношение к природному и социальному миру;

2) контрольная – посредством педагогического контроля проверяются результаты обучения. Во время практического занятия определяется степень усвоения материала студентам.

Основная форма организации контроля в структуре обучения – опрос. Опыт показывает, что при редком опрашивании обучающиеся перестают готовиться к занятиям. Постоянный доброжелательный контроль стимулирует систематическую подготовку к занятиям.

Семинарские занятия могут содержать до 30% практической составляющей, в качестве которой могут использоваться:

– решение задач;

– обсуждение проблемных вопросов или подготовленных докладов;

– составление документов;

– поиск и анализ информации в источниках права, научных, справочных, учебных, методических источниках;

– моделирование ситуаций практической действительности.

Распространенной формой является вопросно-ответная форма семинарского занятия в виде беседы. Посредством опроса преподаватель проверяет собственную работу, правильность применяемых методов.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентам и самими студентам.

Рекомендуется:

– внимательное изучение плана семинарского занятия, списка рекомендованных источников и литературы, методических рекомендаций преподавателя;

– изучение программы дисциплины с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме;

– изучение и доработка конспекта лекций, прочитанных преподавателем по темам, выносимым на семинарское занятие;

– изучение вопросов темы по учебнику и основным рекомендованным пособиям;

– изучение дополнительной литературы;

– вести конспект прочитанного, записывать научные определения, краткие формулировки, сопоставлять различные точки зрения;

– продумать свой вариант ответа, составить краткий план ответа по каждому вопросу; выполнять творческие задания и решать задачи письменно в отдельной тетради (не требуется изучения всей рекомендуемой литературы);

– количество и объем изучаемых работ зависит от конкретной задачи: подготовки доклада, реферата, фиксированного выступления и т.д.;

– при ответе не следует повторять сказанное предыдущими выступающими, повторять самому, злоупотреблять временем другим способом;

– обязательно наличие нормативных актов по теме занятия; пользоваться при ответе учебниками, лекциями, нормативными актами можно лишь с разрешения преподавателя;



– перед консультацией, проводимой преподавателем, студент магистратуры должен хорошо продумать и четко сформулировать вопросы по тем темам, которые оказались недостаточно усвоенными им в процессе самостоятельной работы.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:

– формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

– определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

– выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

– подбор литературы для преподавателя и студентов;

– при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка студентов и преподавателя:

– составление плана семинара из 3-4 вопросов;

– предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

– предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

– создание набора наглядных пособий.

Ход семинарского занятия:

Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап – основное время семинарского занятия – предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы-подсказки. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.

Семинарские занятия целесообразно проводить с использованием:

– персональных компьютеров или их аналогов (ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, мобильные устройства);

– справочно-поисковых систем «Консультант-плюс» или «Гарант»;

– интернет-ресурсов (официальные сайты органов государственной власти, организаций, учреждений; справочные источники; библиотечные ресурсы; специальные информационные ресурсы и др.).



Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся. Целесообразно в конце занятия, в рамках каждой изучаемой темы обсуждать вопросы применения получаемых знаний, умений и навыков в дальнейшей практической деятельности.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

– качество подготовки;

– степень усвоения знаний;

– -активность;

– положительные стороны в работе студентов;

– ценные и конструктивные предложения;

– недостатки в работе студентов;

– задачи и пути устранения недостатков.

Критерии оценки выступлений студентов и анализа, самоанализа:

– степень глубины и целостности понимания учебного материала;

– знания сущности характеристик, основных содержательных компонентов учебного материала;

– знание фактов по существу учебного материала, умение ими оперировать;

– умение логически и аргументировано излагать материал;

– качественное владение терминологией;

– сформированность практических умений и навыков.

Критерии самоанализа преподавателем семинарского занятия:

– целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

– планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

– организация семинара: умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

– стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

– отношения «преподаватель-студенты»: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

– управление группой: быстрый контакт со студентам, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентам ы или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

– замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

– студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФИЛИАЛ

(г. Краснодар)

Кафедра гражданского права

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)


3491858878063078.html
3491907700623732.html
    PR.RU™